Генеративные проектные системы в архитектуре

Ландшафтный дизайн
Ландшафтный дизайн

Система прототипической структурной организации архитектурных объектов базируется на гигантском пласте культуры и искусства прошлых эпох, которым не одна тысяча лет и которые созданы созидательной деятельностью всего человечества. Топологическая закономерность, лежащая в их основе, накладывается на структурную основу форм живой и неживой природы.

Архитекторы и ландшафтные дизайнеры в своей деятельности занимаются расчленением пространства на части, но они не осознают правила, по которым это делают. «Все искусство и умение строить, — писал Альберти, — состоит в членении» (по И.Ш. Шевелеву).

Генеративные проектные системы были разработаны для целей параметрического проектирования и выработки решений на основе пространственного топографирования архитектурной формы. В основе генеративных процессов заложены механизмы, которые могут быть описаны в терминах формальных грамматик — формально-логических систем, определяемых как наборы элементов и правил их взаимодействия.

Формальные Грамматики — это системы правил, характеризующие структуру (или синтаксис) построения предложений в естественных и искусственных языках. Наиболее известным авторитетом в области изучения формальных грамматик является Ноам Хомски — американский языковед, основоположник генеративной грамматики и теории формальных языков как раздела математической логики. Н. Хомски сформулировал правила описания любой формальной грамматики как своеобразного генеративного языка в форме пространственной цепочки.

Первые попытки создания генеративной грамматики в конце 1960-х годов принадлежат Кр. Александеру. Им были выделены 64 паттерна, каждый из которых определял некий пространственный морфотип. В частности, для торгового центра он выделял такие паттерны как блок офисных помещений, главный холл, торговое пространство, туалеты, служебные блоки, детскую зону и др.

П. Эйзенман в 1970-е годы предложил свою концепцию «грамматического» построения архитектурного сооружения на основе наборов конструктивных элементов (колонн, простенков, перекрытий, светопрозрачных и глухих ограждений и т.д.), которые собирались в подсистемы, системы, гиперсистемы.

Джон Фрейзер считается основателем нового направления — эволюционной архитектуры. В его лаборатории собирались компьютерные установки, создавалось программное обеспечение и демонстрировались возможности компьютерного формообразования.

По материалам sad-udachi.ru — ландшафтное проектирование и дизайн.

Похожие записи: